Понятие методологии педагогических исследований -

Методология педагогики и методы педагогических исследований 1. Методология педагогики, её уровни и функции Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: Понятие методология педагогической науки. Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются: В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии: Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности. Функции методологии педагогической науки: Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость. Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно: В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; то.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику. Разработан классификатор педагогических преобразований инноваций: Методы исследования и преобразования педагогических структур.

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов. Условия функционирования и развития педагогических явлений. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Основные методологические подходы в педагогике. Основными методологическими подходами в педагогике являются: Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в.

Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются: При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.

Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату. Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития.

Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения.

Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности. Полисубъектный диалогический подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность.

В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному.

Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики. Выделяют 4 этапа эксперимента: По условиям организации различают эксперимент естественный в условиях обычного образовательного процесса и лабораторный создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения.

Чаще всего используется естественный эксперимент. По конечным целям эксперимент делится на констатирующийустанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий развивающий, формирующийкогда проводится целенаправленная его организация для определения условий методов, форм и содержания образования развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Главная Новости Правила О нас Контакты.

Главная Рефераты Контрольные работы Курсовые работы Дипломные работы Другие работы О. Методология педагогики и методы педагогических исследований Категория: Педагогика и дидактика Описание: Аналитические данные Детерминизм педагогических явлений Закономерности Идеи Изобретения в педагогике.

Инновации Квалиметрические данные Комплексы педагогические Концепции Критерии оценки Методологические разработки Методы исследования и преобразования педагогических структур Модели педагогические Нормативы педагогические Открытия в педагогике Ошибки педагогические Парадигма Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов Понятия Правила. Статистика в педагогике Тезаурусы. Теоретические положения Тенденции Технологии Условия функционирования и развития педагогических явлений Формы деятельности Эффективность преобразований, инноваций 2.

Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использоваться для моделирования нововведений. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

Построение алгоритма внедрения нового в практику. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря. Защита педагогической системы от псевдоноваторства. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются: Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

Человек содержит в себе часть культуры. Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.

Ушинского остается актуальным для современной педагогики. Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики: Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы.

Таким образом, использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Методы педагогического исследования Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям.

Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические методы изучения педагогического опытатеоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные см.

Таблица 10 Методы педагогического исследования 1.

Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук например, психологии, социологии. Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов. Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

Каковы функции методологии педагогики? Каково методологическое обеспечение инновационных процессов в педагогике? Назовите и охарактеризуйте основные методологические принципы в педагогике. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?

Каковы особенности проведения педагогического эксперимента? А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать Лабораторная работа Художественные средства. Инструмент rtistic Mediа Инструмент rtistic Medi Художественные средства включает в себя пять отличных друг от друга режимов работы. Инструмент rtistic Medi Художественные средства может работать в следующих режимах: Preset Заготовка заготовка для живописи; Brush Кисть художественная кисть; Spryer Распылитель распылитель; Clligrphic Каллиграфический Ознакомиться с электрооборудованием типового шкафа управления.

Исследовать работу схемы управления электроприводом подъёмно кранового механизма. Лабораторная работа Решение бухгалтерских задач с помощью пакета Excel Научиться правильно задавать имена переменным определять ссылки на ячейки использовать функции при вводе формул работать с массивами данных в Excel.

Смотрите также: